Картотека игр для развития просодических компонентов речи
1. Упражнение «Считалка»
Цель. Развитие ритма и темпа речи, координации речи с движениями.
Оборудование: не требуется.
Инструкция: «Сделайте руки, как я. Сначала внимательно послушайте считалку и посмотрите, как я делаю пальцами. Затем повторите вместе со мной».
Ход игры. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне на уровне груди. Дети сопряжённо с логопедом произносят считалку и сжимают кулаки (на каждую строчку – четыре сжатия).
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили,
Говорили, говорили
И мячом об пол мы били.
2. Игра «Птичий двор»
Цель: формирование ритма речи, развитие мелкой моторики.
Оборудование: не требуется.
Инструкция: «Сделайте руки, как я. Сначала внимательно послушайте стихотворение и посмотрите, как я делаю пальцами. Затем повторите вместе со мной».
Ход игры:дети сидят на стульях, руки согнуты в локтях, ладони на уровне груди, пальчики правой руки касаются пальчиков левой. Дети пальчиками (начиная с больших) отстукивают ритм стихотворения, которое произносят вместе с логопедом.
Утки, гуси да индюшки
Наклевались петрушки,
Закусили лебедой
И отправились домой.
3. Игра «Барабан»
Цель игры:нормализация темпа речи.
Оборудование: не требуется.
Инструкция: «Посмотрите, как делаю я и затем повторите вместе со мной».
Ход игры: дети стоят кругом. Логопед предлагает детям «превратиться» в барабаны, говорит: «Посмотрите, как делаю я и затем повторите вместе со мной», произносит медленно «Бам-бам-бам-бам», на каждый слог – топает поочередно правой и левой ногой, затем темп произнесения убыстряется.
4. Игра «Лесенка»
Цель:развитие силы и высоты голоса.
Материал: картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки, картинки животных (собака, кошка, петух, жук, комар).
Инструкция: «Послушайте рассказ и повторяйте за мной, когда я скажу».
Ход игры:перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети вместе с логопедом произносят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. Логопед начинает рассказ:
«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула собака и залаяла (дети вместе с логопедом произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети вместе с логопедом произносят более тихим и высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку!). На четвертую ступеньку прилетел жук. Сел и зажужжал: ж-ж-ж-ж (дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж-ж). на пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з-з (дети произносят тихим и высоким голосом).»
5. Игра «В лесу»
Цель: воспитание мягкой атаки голоса, интонационной выразительности.
Инструкция: «Послушайте рассказ и повторяйте за мной, когда я скажу».
Ход игры: дети стоят в кругу. Логопед начинает рассказывать историю:
«Жили-были две девочки: Машенька и Дашенька. Собрались они в лес за грибами, взяли корзиночки и пошли. Шли лесной дорогой, пенечки обходили. Вдруг споткнулась Машенька о пенечек, упала и ножку ушибла. Трет Машенька ушибленную коленку и приговаривает: «А-а-а-а-а». (Дети произносят вместе с логопедом: «Ааааа».) Пошли Машенька и Дашенька дальше. Подошли к елочке, а там большой мухомор стоит. Удивились девочки: «Ооооо». (Дети и логопед: «Ооооо».) Дальше девочки идут. Вдруг слышат гудит что-то: «Ууууу». (Дети и логопед: «Ууууу».) А это паровоз. Перешли девочки железную дорогу, вышли на полянку и увидели домик. Там жила Дашина бабушка. Стали девочки звать ее: «Ау, бабушка!» (Дети и логопед: «Ау, бабушка!»). А в ответ девочки услышали: «Уа-уа-уа». Это плакала сестренка Марина. (Дети и логопед: «Уа-уа-уа».) Напоила бабушка девочек молоком, угостила пирожками.»
6. Игра «Карусель»
Цель:формирования темпа речи.
Инструкция: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Внимательно послушайте стихотворение… А теперь идите по кругу и повторяйте за мной».
Ход игры:дети стоят в кругу, держатся за руки. Логопед прочитывает стихотворение полностью, дети стоят, слушают. Затем логопед читает по строчке, дети повторяют за ним каждую строчку. С началом чтения стихотворения дети ведут хоровод, скорость движения соответствует темпу произношения речи:
Еле-еле, еле-еле медленно
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, быстрее
Все бегом, бегом, бегом!
Все быстрей бегом, бегом, быстро
Карусель кругом, кругом! медленнее
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите. медленно
7. Игра по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»
Цель: Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.
Оборудование: маски животных из сказки.
Инструкция: «Ребята, предлагаю вам вспомнить сказку «Волк и семеро козлят». Давайте распределим роли и побудем сами героями это сказки».
Описание игры: Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк — сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.
8. Игра по мотивам сказки «Три медведя»
Цель: Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.
Инструкция: «Послушайте внимательно сказку, а затем ответьте на мои вопросы».
Описание игры: Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.
Методические указания: Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.
9. Игра «Клоун»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.
Инструкция: «Ребята, вам нужно по очереди изобразить какое-нибудь животное или предмет, при этом издавая звуки этого предмета или животного. А другие ребята будут смотреть и угадывать, кто это или что».
Ход игры: Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.
10. Упражнение «Измени звуки»
Цель: развитие умения воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
Описание: Взрослый показывает, а затем просит ребенка повторить:
А – плачет, кричит девочка
А – показывают горло врачу
А – поет певица
А – качаем малыша
А - девочка укололась иголкой
О – удивилась мама
О – стонет бабушка
О – поет певица
О – потягивается папа
О – кричит охотник в лесу
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
В дальнейшем упражнение проводится без показа взрослым, по представлению.
11. «Повтори»
Цель:Развитие логического ударения во фразе.
Инструкция: «Внимательно послушай меня, затем повтори».
Ход игры. Логопед просит повторить фразу, подчёркивая голосом выделенные слова.
Девочка играет в саду с
куклой. (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда).
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, не в лесу).
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).
12. Игра «Спуск с горы»
Цель игры: учить детей изменять силу голоса.
Инструкция:«Представьте, что мы спускаемся с горы. Нам нужно считать от одного до десяти, меняя при этом голос: сначала говорим громко, а потом тихо... А теперь поднимаемся в гору и снова считаем: сначала шепотом, потом громко».
Ход игры: Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
13. Упражнение «Ответы на вопросы»
Цель: учить детей воспринимать на слух постановку логического ударения во фразе и давать ответы в соответствии с этим.
Инструкция: «Внимательно послушайте вопросы и ответьте на них».
Ход: Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
После проведения упражнения логопед делает акцент на том, что вопрос был один и тот же, но выделялись голосом разные слова, поэтому и ответы были разными.
14. Упражнение «Вопрос-ответ»
Цель: Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений с вопросительным словом и без него.
Материал: Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.
Инструкция: «Разделитесь на 2 команды. Одна команда будет «вопросом», а другая «точкой». Если вы слышите фразу-вопрос, то шаг вперёд делает команда «вопрос», а если фразу-утверждение, то шаг вперед делает команда «точка».
Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)
Речевой материал (примерный):
Вопросы: Как дела? Что ты делал вечером? Кто ходил в цирк? Чем закрывают дверь? Какая у тебя любимая игрушка? Маша ходила вчера в кино? Мама варила суп? Погода сегодня хорошая? и т.д.
Утверждения: Всё хорошо. Я собирал конструктор. Петя ходил в цирк. Дверь закрывают ключом. Моя любимая игрушка паровоз. Маша вчера ходила в кино. Мама варила суп. Погода сегодня хорошая. и т.д.
Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».
15. Упражнение «Скажи правильно»
Цель: Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных предложений.
Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).
Инструкция: «Давай рассмотрим картинку. Сначала я буду говорить предложение, а ты повторяй. Затем ты попробуешь сам составить предложения».
Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно. Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).
Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.
16. Упражнение «Скажи по-разному»
Цель: Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.
Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).
Инструкция: «Я задам тебе вопрос, а ты ответь полным ответом… Теперь я буду говорить утверждение, а ты такой же вопрос… Я говорю утверждение, а ты такую же фразу-восклицание».
Описание: Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.
Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами! Они дружно работали? – Они дружно работали! Дом красивый? – Дом красивый!
Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией. Например: Лето наступило. – Лето наступило? На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.
Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией. Например: Лето наступило. – Лето наступило! На улице тепло. – На улице тепло! И т.п