Картотека игр для развития просодических компонентов речи

26.11.2024

1. Упражнение «Считалка»

Цель. Развитие ритма и темпа речи, координации речи с движениями.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: «Сделайте руки, как я. Сначала внимательно послушайте считалку и посмотрите, как я делаю пальцами. Затем повторите вместе со мной».

Ход игры. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне на уровне груди. Дети сопряжённо с логопедом произносят считалку и сжимают кулаки (на каждую строчку – четыре сжатия).

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили,

Говорили, говорили

И мячом об пол мы били.

2. Игра «Птичий двор»

Цель: формирование ритма речи, развитие мелкой моторики.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: «Сделайте руки, как я. Сначала внимательно послушайте стихотворение и посмотрите, как я делаю пальцами. Затем повторите вместе со мной».

Ход игры:дети сидят на стульях, руки согнуты в локтях, ладони на уровне груди, пальчики правой руки касаются пальчиков левой. Дети пальчиками (начиная с больших) отстукивают ритм стихотворения, которое произносят вместе с логопедом.

Утки, гуси да индюшки

Наклевались петрушки,

Закусили лебедой

И отправились домой.

3. Игра «Барабан»

Цель игры:нормализация темпа речи.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: «Посмотрите, как делаю я и затем повторите вместе со мной».

Ход игры: дети стоят кругом. Логопед предлагает детям «превратиться» в барабаны, говорит: «Посмотрите, как делаю я и затем повторите вместе со мной», произносит медленно «Бам-бам-бам-бам», на каждый слог – топает поочередно правой и левой ногой, затем темп произнесения убыстряется.

4. Игра «Лесенка»

Цель:развитие силы и высоты голоса.

Материал: картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки, картинки животных (собака, кошка, петух, жук, комар).

Инструкция: «Послушайте рассказ и повторяйте за мной, когда я скажу».

Ход игры:перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети вместе с логопедом произносят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. Логопед начинает рассказ:

«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула собака и залаяла (дети вместе с логопедом произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети вместе с логопедом произносят более тихим и высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку!). На четвертую ступеньку прилетел жук. Сел и зажужжал: ж-ж-ж-ж (дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж-ж). на пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з-з (дети произносят тихим и высоким голосом).»

5. Игра «В лесу»

Цель: воспитание мягкой атаки голоса, интонационной выразительности.

Инструкция: «Послушайте рассказ и повторяйте за мной, когда я скажу».

Ход игры: дети стоят в кругу. Логопед начинает рассказывать историю:

«Жили-были две девочки: Машенька и Дашенька. Собрались они в лес за грибами, взяли корзиночки и пошли. Шли лесной дорогой, пенечки обходили. Вдруг споткнулась Машенька о пенечек, упала и ножку ушибла. Трет Машенька ушибленную коленку и приговаривает: «А-а-а-а-а». (Дети произносят вместе с логопедом: «Ааааа».) Пошли Машенька и Дашенька дальше. Подошли к елочке, а там большой мухомор стоит. Удивились девочки: «Ооооо». (Дети и логопед: «Ооооо».) Дальше девочки идут. Вдруг слышат гудит что-то: «Ууууу». (Дети и логопед: «Ууууу».) А это паровоз. Перешли девочки железную дорогу, вышли на полянку и увидели домик. Там жила Дашина бабушка. Стали девочки звать ее: «Ау, бабушка!» (Дети и логопед: «Ау, бабушка!»). А в ответ девочки услышали: «Уа-уа-уа». Это плакала сестренка Марина. (Дети и логопед: «Уа-уа-уа».) Напоила бабушка девочек молоком, угостила пирожками.»

6. Игра «Карусель»

Цель:формирования темпа речи.

Инструкция: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Внимательно послушайте стихотворение… А теперь идите по кругу и повторяйте за мной».

Ход игры:дети стоят в кругу, держатся за руки. Логопед прочитывает стихотворение полностью, дети стоят, слушают. Затем логопед читает по строчке, дети повторяют за ним каждую строчку. С началом чтения стихотворения дети ведут хоровод, скорость движения соответствует темпу произношения речи:

Еле-еле, еле-еле медленно

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом, быстрее

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей бегом, бегом, быстро

Карусель кругом, кругом! медленнее

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите. медленно

7. Игра по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»

Цель: Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.

Оборудование: маски животных из сказки.

Инструкция: «Ребята, предлагаю вам вспомнить сказку «Волк и семеро козлят». Давайте распределим роли и побудем сами героями это сказки».

Описание игры: Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк — сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

8. Игра по мотивам сказки «Три медведя»

Цель: Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Инструкция: «Послушайте внимательно сказку, а затем ответьте на мои вопросы».

Описание игры: Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Методические указания: Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

9. Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Инструкция: «Ребята, вам нужно по очереди изобразить какое-нибудь животное или предмет, при этом издавая звуки этого предмета или животного. А другие ребята будут смотреть и угадывать, кто это или что».

Ход игры: Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

10. Упражнение «Измени звуки»

Цель: развитие умения воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

Описание: Взрослый показывает, а затем просит ребенка повторить:

А – плачет, кричит девочка

А – показывают горло врачу

А – поет певица

А – качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О – удивилась мама

О – стонет бабушка

О – поет певица

О – потягивается папа

О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

В дальнейшем упражнение проводится без показа взрослым, по представлению.

11. «Повтори»

Цель:Развитие логического ударения во фразе.

Инструкция: «Внимательно послушай меня, затем повтори».

Ход игры. Логопед просит повторить фразу, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда).
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, не в лесу).
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).

12. Игра «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.

Инструкция:«Представьте, что мы спускаемся с горы. Нам нужно считать от одного до десяти, меняя при этом голос: сначала говорим громко, а потом тихо... А теперь поднимаемся в гору и снова считаем: сначала шепотом, потом громко».

Ход игры: Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно увеличивая силу голоса.

13. Упражнение «Ответы на вопросы»

Цель: учить детей воспринимать на слух постановку логического ударения во фразе и давать ответы в соответствии с этим.

Инструкция: «Внимательно послушайте вопросы и ответьте на них».

Ход: Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

После проведения упражнения логопед делает акцент на том, что вопрос был один и тот же, но выделялись голосом разные слова, поэтому и ответы были разными.

14. Упражнение «Вопрос-ответ»

Цель: Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений с вопросительным словом и без него.

Материал: Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

Инструкция: «Разделитесь на 2 команды. Одна команда будет «вопросом», а другая «точкой». Если вы слышите фразу-вопрос, то шаг вперёд делает команда «вопрос», а если фразу-утверждение, то шаг вперед делает команда «точка».

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)

Речевой материал (примерный):

Вопросы: Как дела? Что ты делал вечером? Кто ходил в цирк? Чем закрывают дверь? Какая у тебя любимая игрушка? Маша ходила вчера в кино? Мама варила суп? Погода сегодня хорошая? и т.д.

Утверждения: Всё хорошо. Я собирал конструктор. Петя ходил в цирк. Дверь закрывают ключом. Моя любимая игрушка паровоз. Маша вчера ходила в кино. Мама варила суп. Погода сегодня хорошая. и т.д.

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

15. Упражнение «Скажи правильно»

Цель: Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных предложений.

Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).

Инструкция: «Давай рассмотрим картинку. Сначала я буду говорить предложение, а ты повторяй. Затем ты попробуешь сам составить предложения».

Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно. Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.

16. Упражнение «Скажи по-разному»

Цель: Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

Инструкция: «Я задам тебе вопрос, а ты ответь полным ответом… Теперь я буду говорить утверждение, а ты такой же вопрос… Я говорю утверждение, а ты такую же фразу-восклицание».

Описание: Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами! Они дружно работали? – Они дружно работали! Дом красивый? – Дом красивый!

Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией. Например: Лето наступило. – Лето наступило? На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией. Например: Лето наступило. – Лето наступило! На улице тепло. – На улице тепло! И т.п

© 2024 Кристина: блог логопеда. Все права защищены.
Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать