Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

20.11.2024

 В профессиональной среде набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория основана на системном подходе к функционированию мозга и связывает процессы обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.

Отечественный логопед Марианна Ильинична Лынская адаптировала метод сенсорной интеграции для работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя и окружающего мира, расширяет сенсорные, моторные, речевые и познавательные возможности.

 Одним из направлений сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М.И. является сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Базовым принципом сенсорной артикуляционной гимнастики является побуждающее влияние предложенного материала на действия ребенка. Выполняя упражнения, направленные на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания с опорой на базовые виды чувствительности, дети получают дополнительную сенсорную стимуляцию.

Данный вид гимнастики показан как детям группы нормы, для обогащения сенсорного опыта и расширения артикуляционных возможностей, так и детям с различными видами речевых нарушений для стимуляции нервной системы и коррекции имеющихся дефектов, таких как дизартрия, ринофония, артикуляционная диспраксия. Этот вид гимнастики также рекомендован детям с тяжелыми множественными нарушениями развития, так как зачастую дети не могут понять инструкции педагога или выполнить упражнение по подражанию, а использование различных стимулов будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а в дальнейшем и развитии речи.

 Необходимым атрибутом является «сенсорный поднос», желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из натуральных, фактурных материалов, на котором укладываются сенсорные материалы, имеющие разнообразные обонятельные, вкусовые и тактильные свойства.

Весь материал для проведения занятий индивидуален, предпочтительнее брать одноразовые материалы. В качестве такого материала могут быть: сушки, соломка, палочки корицы, виноград, пучки зелени, сухофрукты, орехи, кокосовая стружка, цитрусовые фрукты, мармелад, шоколадные капли, чупа-чупсы, варенье и другое. Перед проведением такой гимнастики необходимо убедиться, что у ребёнка нет аллергии на тот или иной продукт.

Далее хочу представить несколько артикуляционных упражнений с использование разного стимульного материала.

Упражнение «Трубочка» - для выполнения этого упражнения используется соломинка, которую необходимо удержать губами, вытянув их вперед. Для усложнения задания и укрепления круговой мышцы рта можно использовать утяжелители в виде сушек.

 Упражнение «Улыбка» - для этого упражнения используем соломку, которую удерживаем зубами. При этом губы образуют «улыбку».

 Упражнения «лопата» - «иголка». Для упражнения «Лопата» понадобится кусочек мармелада. Необходимо удержать мармелад, сделав широкий язык. Для упражнения «Иголка» понадобится сушка. Необходимо острым языком попасть в середину сушки.

 Для упражнений «Парус» и «Горка» я использую соломку. Для формирования «Паруса» кладем соломку на язык, затем кончик языка ставим за верхние зубы на альвеолы. Для формирования «Горки» кладем соломку под язык, а кончик языка ставим за нижние зубы.

Одно из самых любимых упражнений у детей – это упражнение колесо. На соломку нанизываем сушку, а затем раскручиваем её языком.

Для выполнения упражнения «Качели» также понадобятся соломка и сушка. Нанизываем сушку на соломку. Руками удерживаем соломку с двух сторон. Поднимаем и опускаем сушку языком, при этом контролируем, чтобы работал только язык, голова и руки остаются неподвижны.

Чтобы выполнить упражнение «Часики», мы также используем соломку и сушку, только передвигаем сушку в разные стороны: влево, вправо.

Одним из полезных и необычных упражнений для укрепления круговой мышцы рта, является упражнение с пучками зелени, например, петрушки или укропа. Просим ребёнка губами оторвать небольшое количество зелени. Необходимо следить, чтобы зелень отрывалась именно губами, а не зубами. А затем можем попросить «сплюнуть её» на тарелку, произнося звук [п].

В зависимости от степени выраженности артикуляционных нарушений, а также от имеющихся у ребёнка патологий развития, мы можем варьировать степень сложности предлагаемых упражнений, побуждать детей к самостоятельному их выполнению, развивать подвижность органов артикуляционного аппарата и формировать у воспитанников положительное отношение к занятиям.

Такие комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука.

© 2024 Кристина: блог логопеда. Все права защищены.
Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать