Запуск речи через чтение у неговорящих детей
Способность общаться — один из самых важных навыков, необходимых нам в жизни. Каждодневные занятия такие как, например, обучение в школе или поход в магазин, решение проблем, отдых, знакомство с новыми друзьями — почти всё, что мы делаем, включает в себя общение. Наши дети с тяжелыми нарушениями речи лишены возможности общения. Как правило речь у них малопонятная или отсутствует по различным причинам совсем, в том числе нарушено и понимание речи.
Самый сложный этап логопедической работы – это начальный, «пусковой» момент, когда прямая активация речи оказывается неэффективной. В этом случае следует строить логопедическую работу с опорой на сохранные функции, в том числе на зрительный анализатор. Методика глобального чтения позволяет развить понимание речи, а иногда и вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться, передавать, в первую очередь, свои желания.
Часто обучение неговорящего ребенка глобальному чтению является одним из наиболее эффективных приемов, который стимулирует появление речи и почти никогда не вызывает у него негативных реакций.
Почему
я так часто выбираю именно этот прием?
Мне нравится, что данный вид обучения не ставит ребенка в ситуацию, когда от
него ждут, чтобы он говорил. В процессе такой работы дети не просто учатся
читать, они автоматически пытаются произносить те слова и слоги, которые им
предлагаются. Даже если при этом ребенком произносятся лишь контуры слов, они
становятся базой для развития его речи.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.
Итак,
что делаем?
На карточках печатными буквами пишем слова. Фон табличек - белого цвета, а
шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.
Первый этап
1. Учим ребенка соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы и картинки (мишка к мишке, кошка к кошке и т.п.) и когда ребенок сможет зрительно запоминать 3-4 картинки и удерживать их в памяти, приступаем к обучению чтению методом целых слов (глобальному чтению).
2. Слова, чтению которых мы учим ребенка, обозначают хорошо известные ему предметы, действия и явления.
3. Приступаем к чтению автоматизированных энграмм ( внутренняя запись – таблички для записи слов) (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Используем семейные фотографии, изготовив к ним соответствующие таблички с напечатанными на них надписями в двух экземплярах.
4.
Учим подбирать одинаковые слова (подписи к фотографиям закрываются). Детям
нравится по памяти «узнавать» необходимую надпись на карточке и подкладывать ее
к фотографии. Затем закрытое слово открывается и сличается с выбранной
подписью.
ВТОРОЙ ЭТАП
Подбираем картинки по теме, которая интересна ребенку и снабжаем их подписями. Каждая тема включает в себя слова, обозначающие близкие ребенку предметы.
Почему
я делаю именно так?
Ребенок с низкой речевой активностью, а также с невысокими речевыми
возможностями чувствует себя более уверенно, оперируя знакомыми и близкими ему
понятиями.
Берем две таблички с различными по написанию словами, например «банан» и «сок». Избегаем ситуаций использования слов, похожих по написанию, например «мишка», «машина».
Рассматривая вместе с ребенком картинку, называем ее ( например - "дом").Табличку к картинке подкладываем мы сами, проговаривая, что на ней написано. Затем предлагаем ребенку подложить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек постепенно добавляем следующие.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Переходим к пониманию письменных инструкций, заранее продумывая и составляя предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
Детям,
обычно нравится игры:
«СХЕМА ТЕЛА» («покажи нос», «покажи глаза», «покажи руки» и т.д. – здесь удобно
работать перед зеркалом);
«ПЛАН КОМНАТЫ» («подойди к двери», «подойди к окну», «подойди к шкафу» и т.д.)
Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях. Ребенок прочитывает инструкцию и выполняет задание.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
ЧТЕНИЕ ФРАЗ
Составляем предложения к серии фотографий, на которых одно действующее лицо (член семьи ребенка) выполняет разные действия. Например: Папа ест, папа спит, папа моет (машину).
Все действия совершает один персонаж
Далее
добавляем глаголы: идет, бежит, сидит, спит, едет, плывет.
Предлагаем подложить таблички к фотографиям вашего малыша, при этом используем
имя ребенка.
Например:
Аня бежит, Аня сидит, Аня рисует.
Подобным образом составляем предложения к серии сюжетных картинок, на которых
одно лицо выполняет разные действия.
На более поздних этапах
вводим узнавание предложений с предсказуемым и непредсказуемым последним
словом. Например: «По дороге едет машина»/ «По дороге едет велосипед» или «Я
стучу в дверь»/ «Я стучу по столу», «Я сажусь на стул»/ «Я сажусь в машину».На своих занятиях я использую таблички и при изучении
цветов, величины, количества предметов.